Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Бессон Галина Николаевна

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         Ведущая роль физической культуры в здоровьесберегающем образовании предопределяет высокий уровень требований к профессиональной деятельности учителя физкультуры в школе. Для того чтобы в процессе исполнения своих профессиональных функций создавать условия для обеспечения паритета между здоровьем учащихся и их образованностью, педагог должен обладать многими профессионально-значимыми качествами – готовностью к здоровьесберегающей деятельности.

         Анализ категории «готовность» в целом (А.Н. Леонтьев) и производны от нее понятий «компетентность» (В.Ф. Жеребкина), «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершенский) и, наконец, «профессионально-педагогическая готовность» (В.А. Сластенин, С.Г. Сериков) показывает, что последнее необходимо в отношении педагогической деятельности и должно содержать когнитивный, мотивационно-деятельностный и творческий компоненты, отражающие соответственно систему знаний в избранной сфере педагогической деятельности; комплекс личностных качеств, влияющих на мотивы и результата деятельности; способность к реализации педагогического процесса.

         Вместе с тем, социальной потребностью обусловлена необходимостью обеспечения высокой степени готовности педагога физической культуры к здоровьесберегающей деятельности в рамках школьного физического образования, что требует изначально обоснования сколь понятия, столь и структуры специфического личностного состояния, которым и является вышеозначенная готовность.

         Таким образом, готовность педагога физической культуры к здоровьесберегающей деятельности можно определить как профессиональное свойство, в котором выражается степень усвоения педагогом социального опыта в сфере обеспечения паритета образованности и здоровья, учащихся средствами физической культуры и способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности. В этой связи, структура готовности педагога физической культуры к здоровьесберегающей деятельности может быть представлена следующим образом

  • Когнитивный компонент (познания в области  содержания и технологий осуществления здоровьесберегающей функции физической культуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потребность в двигательной активности.
  • Мотивационно-деятельностный компонент (ответственное отношение к исполнению функций по организации физической активности детей, инициативность в подборе и внедрении в режим учебного дня средств физической культуры, дающих необходимый для сохранения здоровья и обеспечения успеваемости детей, уровень физической активности
  • Творческий компонент (способность к отбору и грамотной реализации наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий, основанных на физической активности, в режиме учебного дня, а также к проектированию   соответствующих   авторских технологий)

Именно такими свойствами, должен обладать учитель физической культуры, для того чтобы эффективно обеспечивать здоровьесбережение учащихся в своей деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости ориентации высшего физкультурно-педагогического образования на достижение учителя соответствующей готовности в школьном процессе.

      В педагогической науке достаточно большой пласт исследований посвящен созданию условий в школе для воспитания здорового ребенка. Эту проблему исследовали в своих трудах такие видные ученые как П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт,  П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский и другие.       Существует достаточное количество работ по школьной гигиене (М.В. Антропова, С.М. Громбах, Г.Н. Сердюковская, А.Г. Щедрина) и педагогической валеологии (Г.Л. Апанасенко, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Е.Е. Лунина, Е.М. Минина, Л.Г. Смышляева, Л.Г. Татарникова).

         Здоровьесберегающему образованию посвящены исследования  С.М. Десятова, В.Я. Осенникова, Н.В. Никитина, С.Г. Серикова. Роль физической культуры в обеспечении здоровьесбережения детей отражена в работах Л.И. Абросимовой, А.П. Антроповой, Т.Л. Богиной, С.П. Громовой, С.М. Иванова, В.П. Праздникова, А.Г. Хрипковой, Р.А. Шабунина