Вся наша жизнь — это решение задач. Разносторонние, неожиданные – бытовые задачи, для которых невозможно написать решебники или энциклопедию ответов… Здесь нельзя подобрать нужную формулу, поставить в нее значения и получить правильный результат – то, чему нас учили в школе, с бытовыми задачами не работает. В каждой ситуации решение требует поиска новых подходов. И то, насколько эффективно мы справляемся с ними – влияет на нашу успешность в социуме. Но когда, где и как формируется подобное умение? Сегодня педагогика дает точный ответ – основные подходы нужно закладывать в школьные годы.
Известный российский педагог Леонтьев А.А. говорил, что «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Именно поэтому в системе образования Калининградской области понятие «функциональной грамотности» становится основой современной образовательной парадигмы. Наши школы стремятся уйти от обучения детей линейным навыкам и наравне с академическими знаниями работают над развитием в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умения изменяться, подстраиваться и ориентироваться в современном мире. Мы исходим из того, что
> Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности;
> Функциональная грамотность – это не новые знания или новые грамотности!
> Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач,
обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Функциональная грамотность сегодня включает 6 направлений:
– читательская грамотность
– математическая грамотность
– финансовая грамотность
– естественнонаучная грамотность
– креативное мышление
– глобальные компетенции
Активно реагировать на перемены в образовательном процессе важно не только педагогам. Здесь необходимо понимание происходящего – всех сторон. Наша общая задача – выпустить в жизнь человека, который сможет приспособиться к действительности. Сможет определить свое место в этом мире самостоятельно и не окажется в вакууме неопределенности.
Так что, прежде всего, «функциональная грамотность» нужна не школе – она нужна детям, родителям, обществу.